История
Цели и задачи
Структура
Устав
Символика
Как стать членом ВДПО
 
 
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
           
  Новости Документы Контакты  

•   Калмыцкое отделение ВДПО » Пожарная охрана 
Пожарная охрана
 
 
 
 

В соответствии с Уставом, утвержденным 15 мая 2008 года ХI съездом  ВДПО, одной из основной целью и задачей ВДПО является: объединение и привлечение граждан (добровольцев) и юридических лиц – общественных объединений для участия в реализации первичных мер пожарной безопасности, общественных обязанностей по предупреждению и тушению пожаров, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в составе создаваемых Обществом подразделений добровольной и иных видов пожарной охраны, общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований; создание и участие в обеспечении деятельности добровольной и иных видов пожарной охраны, а также общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований.

Основная нормативно-правовая база для добровольной и иных видов пожарной охраны:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.01 г.).
2. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности».
3. Федеральный закон от 22.07.08 г. № ФЗ - 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
5. Устав Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (утвержден 15 мая 2008 года ХI съездом  ВДПО).
6. Положение о пожарной охране Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (утверждено 12.02.07 г.).
7. Сборник документов по организации пожарной охраны Всероссийского добровольного пожарного общества, 2009 г.и.        

 

Проект Федерального закона “О добровольной пожарной охране”

Проблемные вопросы существующего законодательства

В настоящее время, действующее законодательство в этой области довольно противоречиво и как таковое исключает создание добровольной пожарной охраны.
По официальным данным МЧС России свыше 103 тысяч населенных пунктов в Российской Федерации находятся далеко за пределами радиуса выезда подразделений государственной противопожарной службы. В итоге на долю проживающих в этих населенных пунктах жителей (примерно
34 миллиона граждан или 25% населения России) приходятся половина всех пожаров и убытков от них и свыше 60% погибших (примерно 8 тысяч жителей ежегодно)
В мае 2009 года вступает в силу ФЗ-123 «Технический регламент
«О требованиях пожарной безопасности», согласно которому (ст.76) время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту пожара в сельских поселениях не должно превышать 20 минут. Не соблюдение установленного времени может стать основанием для судебных разбирательств по возмещению ущерба от пожаров за счет бюджетов всех уровней, в связи с невыполнением требований указанного федерального закона в части несвоевременности оказания пожарной помощи.
В России данную проблему решить в основном путем создания государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, не представляется возможным. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией как Россия, не может позволить себе создание и содержание в каждом населенном пункте подразделений профессиональной пожарной охраны.
Во многих зарубежных странах из всех видов пожарной охраны наиболее многочисленной является добровольная пожарная охрана, которая в первую очередь создана с целью объединения усилий граждан (непрофессионалов) в борьбе с пожарами и имеет значительное количество законодательных и экономических стимулов и льгот.
Российским законодательством привлечение граждан в качестве добровольных пожарных не только не стимулируется, но делает это весьма проблематичным.
Так, статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее по тексту - ТК РФ) общественным объединениям дано право привлекать работников организаций в рабочее время для исполнения ими общественных обязанностей с выплатой им компенсации (ст.165 ТК РФ), а работодатели при этом гарантируют сохранение за работником рабочего места (должности). Таким образом, ТК РФ предоставляет реальную возможность общественным объединениям привлекать работников предприятий для участия в деятельности по предупреждению и тушению пожаров с последующей выплатой компенсации, а создаваемые при этом противопожарные формирования являются общественными.
Однако, ФЗ-69 «О пожарной безопасности» не предусматривает возможность создания общественных противопожарных формирований. 
Вместе с тем, в ФЗ-151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» возможность создания общественными объединениями общественных аварийно-спасательных формирований имеется (п.4. ст.7).
На сегодняшний день подходы к созданию общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований в одном государстве, в едином правовом поле разные.
Несмотря на это в настоящее время при участии общественных объединений, уставными целями и задачами которых являются профилактика и тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, созданы и содержатся свыше 350 формирований пожарной охраны с общей численностью 7607 пожарных. Однако, ни одно из указанных противопожарных формирований в силу несовершенства законодательства нельзя назвать добровольной пожарной охраной.
В соответствии с действующей редакцией статьи 13 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. Однако при ликвидации пожара добровольный пожарный отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей, ему приходится работать со специальным снаряжением, оборудованием и техникой, требующих знаний и навыков в работе.
Кроме того, привлечение граждан к выполнению социально значимых работ может быть только на безвозмездной основе, не чаще одного раза в квартал и в свободное от работы и учебы время. Но пожары случаются в любое время суток, а добровольные пожарные во всем мире пользуются поддержкой в виде признания, вознаграждений и различных льгот.
Отсутствие социальных гарантий и стимулов для граждан, нечеткость правовых норм относительно того, кто и как создает добровольную пожарную охрану оборачивается крайне негативными последствиями, действующее законодательство не только не стимулирует осуществление идей объединения и привлечения граждан (добровольных пожарных) для достижения общественно значимых целей в области пожарной безопасности, но делает ее задачей, трудно реализуемой на практике.
В настоящее время на сельскую местность, где проживает чуть более четверти населения, приходятся 34,8% от общего количества пожаров, 43,0% от общего числа погибших при пожарах людей. Просматривается неравенство налогоплательщиков, проживающих в селе перед горожанами по защищенности от пожаров, хотя Конституция Российской Федерации, гарантирует равные права гражданам, независимо от места их проживания.
Действующее законодательство не стимулирует деятельность противопожарных и аварийно-спасательных формирований, общественных объединений и организаций на проведение первичных мер пожарной безопасности. В настоящее время от налогообложения освобождены операции, связанные с проведением работ (оказанием услуг) только по тушению лесных пожаров, что в итоге не позволяет обеспечить надежную противопожарную защиту сельских поселений при оптимальных затратах.
Требованиями статьи 63 ФЗ-123 «Технический регламент
«О требованиях пожарной безопасности» предусмотрено осуществление первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, однако как законодательно, так и на практике это ничем не подкреплено.
Без поддержки органов местного самоуправления, в части касающейся экономического стимулирования проведения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципальных образований, активизация их деятельности в этом направлении труднореализуема.
Нечеткость правовых норм оборачивается крайне негативными последствиями, исключение которых позволит сохранить жизни людей и минимизировать риски от возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, сократить расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на ликвидацию их последствий.
Наделение органов местного самоуправления правом предоставлять меры экономического стимулирования и поддержки организациям, при проведении ими работ (оказании услуг), направленных на осуществление первичных мер пожарной безопасности – вот выход из создавшейся ситуации.
Тушение пожаров и их профилактика – единый и неразделимый комплекс мероприятий, направленных на безопасную жизнедеятельность населения страны.

Работа Центрального совета ВДПО по решению проблемных вопросов действующего законодательства

На протяжении двух лет Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее по тексту ВДПО) проводится работа, направленная на совершенствование законодательства Российской Федерации, в части касающейся определения правовых основ организации деятельности добровольной пожарной охраны.
В настоящее время Центральный совет ВДПО выступает соисполнителем ВНИИПО МЧС России в рамках научно-исследовательской работы «Разработка нормативных правовых актов по вопросам развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации» (НИР «Право-ПБ»).
Результатом совместной работы должен стать проект федерального закона «О добровольной пожарной охране».
Позиция ЦС ВДПО – это комплексный подход к существующей проблеме, где во главу угла должен быть поставлен вопрос заинтересованности гражданин - пожарных добровольцев.
Ключевой момент - статья 170 Трудового кодекса РФ гарантирующая освобождение работника от работы для участия в добровольной пожарной охране, сохранением за ним места работы (должности) и выплатой ему за время исполнения общественных обязанностей соответствующей компенсации (ст. 165 ТК РФ).
Понятие «добровольная пожарная охрана» должно опираться на ст. 12 Федерального закона 1995 г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ и ст. 27 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Граждане в виде территориального общественного самоуправления по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность имеют право по законодательству осуществлять инициативы, в том числе в сфере пожарной безопасности.
Полагаем, что в рамках НИР совместными усилиями нам удастся снять законодательные барьеры на пути создания добровольной пожарной охраны и вовлечь в пожарное добровольчество широкие слои населения

 

   
  вверх  
 

 

   
@ Калмыцкое республиканское отделение
"ВДПО"
Электронная почта: vdpork@mail.ru